Ремонт котлов

Ремонт котла не всегда является тривиальной задачей. Даже ремонт колонок не может принести такого количества разнообразных сюрпризов как ремонт газовых котлов. Плата управления котла является намного более сложным устройством, чем плата управления газовых колонок. Когда мастер по ремонту газовых котлов осуществляет диагностику неисправности, работу может сильно осложнить плавающая неисправность. Чаще всего такая неисправность возникает, когда производится ремонт импортных котлов, т.к. в отечественных котлах используется намного более простая автоматика управления прямого действия. Что же это за плавающая неисправность, которая так сильно усложняет ремонт импортных газовых котлов?

Плавающая неисправность это, как правило, остановка оборудования (котельного или насосного) связанная не с выходом из строя его частей и узлов, а связанная с блокировкой работы управляющего контроллера (платы управления котла). Причиной такой блокировки являются внешние факторы периодического действия, т.е. не постоянно действующие, а возникающие в следствие трудно определимого стечения обстоятельств. Большинство таких случаев связано с появлением паразитного электрического потенциала на оборудовании. В свою очередь причинами появления такого потенциала могут являться: некорректно подобранные и подключённые источники бесперебойного питания (аккумуляторные, генераторные), появление,  пропадание контакта, изменение электрического сопротивления в питающих и измерительных цепях, проникновение импульсов напряжения по трубопроводам и жидкостям проходящим через оборудование и многие другие трудно предсказуемые и проверяемые ситуации. У таких ситуаций есть свои причины: перенапряжения в районных или домовых сетях, правильное, а зачастую и не правильное подключение слишком мощных потребителей, аварийные ситуации различной локализации связанные как с человеческим фактором, так и с действием стихии (сильные снегопады, низкая температура, ливни, град, сильный ветер, оледенение и пр.).

В такой ситуации требуется не банальный ремонт котла, а скрупулёзная работа по «поимке» неисправности, которую способен выполнить только высококлассный мастер по ремонту котлов и вряд ли тут справится специалист, основная нагрузка которого это ремонт газовых колонок.


Для «поимки» причины таких неисправностей мастер по ремонту газовых котлов вынужден вести себя как охотник: изучить повадки объекта поиска, выявить закономерности и подстеречь, зачастую в буквальном смысле сидя в засаде у оборудования, чтобы документально с прибором в руках зафиксировать то, что происходит. Зафиксировать величину и знак потенциала, время возникновения, длительность действия и сопутствующие обстоятельства. После этого можно искать способы предотвращения возникновения или нейтрализации влияния подобных событий на работу оборудования.


Возникновение таких ситуаций зачастую связано именно с установкой нового котельного оборудования т.к. особенности технологии контроля качественного и безопасного сжигания горючего (газа, солярки, твёрдого топлива и.т.д.)  предъявляют особые требования к «электрическому комфорту» устанавливаемого оборудования. Другие электрические приборы (компьютеры, телевизоры, холодильники, и прочая бытовая техника) могут вообще не реагировать на те ситуации, которые могут приводить к блокировке электроники управляющих контроллеров котлов.


Подобные ситуации являются, как правило, большой финансовой и моральной травмой для владельца оборудования. Финансовой, потому что такие работы как правило, продолжительны и требуют высокой квалификации специалиста и множества выездов. А моральной травмой они являются в силу того, что оборудование периодически перестаёт работать в самый неподходящий момент, работы по поиску неисправности не имеют определённой заранее известной продолжительности и требуют того, чтобы наладчику каждый раз предоставляли доступ на объект, что зачастую вызывает неудобства у заказчика.

Для сервисной службы такие работы, как правило, тоже обременительны, т.к. заказчик в силу не знания выше указанных обстоятельств зачастую склонен винить во всём конкретно ту технику, которая блокируется, и возмущаться якобы недостаточной квалификацией тех специалистов, которые ведут работы по устранению неисправностей. Часто заказчик оказывается оплачивать выезды специалистов мотивируя это отсутствием результата. Тут его можно понять, но поскольку в решении проблемы заинтересован, прежде всего он, то необходимо искать компромиссы. Поскольку «плавающая неисправность» является следствием не низкого качества или дефекта котла и управляющей автоматики, а является результатом отклонения внешних параметров, воздействующих на оборудование от их нормальных величин, то сервисная служба обслуживающая данную торговую марку не обязана заниматься поиском и устранением причин негативного воздействия на обслуживаемую технику и может ограничиться заключением, об исправности оборудования и общими рекомендациями касающимися соблюдения технических требований к эксплуатации. Угрозы вернуть оборудование, или требования заменить на другое тут как правило не являются действенными, т.к. любая независимая техническая экспертиза, проведённая в нормальных условиях эксплуатации даст заключение о соответствии котла его параметрам, подтверждённым сертификатам качества государственного образца. Компромиссом в этой ситуации будет являться то, что заказчик будет готов предоставлять схемы цепей электропитания, заземления и зануления оборудования, привлекать для выяснения возможных причин неисправности фирму ведшую у него монтаж электросетей. Зачастую там работают «специалисты» не видящие разницы, например, между заземлением и занулением и поэтому искренне убежденные, что к ним не может быть никаких претензий. И естественно ездить на объект повторно за свой счёт они не хотят, следовательно владелцу оборудования надо будет как-то с ними договариваться. Компромиссом со стороны сервисной службы будет являться то, что на перьод «поимки» неисправности она будет брать с заказчика не всю стоимость (выед плюс диагностика и разблокировка), а одну только стоимость выезда специалиста. Хотя в случае необходимости длительного присутствия специалиста на объекте оплата его дежурства неизбежна. Надо иметь в виду, что разрешение подобных ситуаций не входит в гарантийное обслуживание газовых котлов.


Как средство предотвращения подобных ситуаций можно рекомендовать, чтобы монтаж котлов осуществлялся сертифицированным специалистом, который может согласовывать с обслуживающей ваше оборудование (котёл или насосную станцию) организацией схемы электропитания, подключения источников бесперебойного и резервного питания. Это значительно снизит вероятность возникновения плавающих ошибок источником появления которых стали «ваши» действия. Желательно, чтобы после любого вмешательства в схему электропитания котельного оборудования был вызван специалист для проверки реальной схемы включения и проведения замеров на объекте.


Опыт работы сервисной службы показывает, что основной поток неисправностей и соответственно звонков в сервис происходит именно тогда, когда оборудование вынужденно работать с большим напряжением и в его бесперебойной работе очень нуждается владелец. А это, как правило, ситуации разгула стихии – снегопады, гололёды, сильные морозы. И именно в это время в связи с заторами на дорогах, вызванными факторами действия стихии производительность сервисной службы снижается в несколько раз. Бывает, что в место положенных 4-5 выездов в день наладчик приезжает только на один объект и вынужден там искать себе ночлег не имея возможности вырваться из снежного или ледяного плена.  Поэтому основная задача сервисной службы это не столько устранение уже случившихся неисправностей, сколько регулярная и плановая подготовка вашего оборудования к бесперебойной работе в ситуациях близких к критическим.

Средствами такой подготовки являются не только установка и отладка систем бесперебойного электроснабжения и обеспечения «электрического комфорта» управляющей электронике, но и проведение планового технического обслуживания технологической части вашего оборудования (обслуживание котлов). Техническое обслуживание котлов это проверка состояния электродов контроля наличия пламени, прочистка горелок, промывка теплообменников и т.д. Кроме обеспечения надёжности эксплуатации такой комплекс мероприятий приводит ещё и повышению экономических показателей эксплуатации – снижению расхода топлива. Еще одним позитивным эффектом является то, что «ухоженное» оборудование будет жить дольше, т.к. при своевременных прочистках и промывках существенно повышается его ресурс. Плановый ремонт и обслуживание котлов это самый разумный способ избегания аварийных ситуаций и упрощения себе жизни. Мастер по ремонту котлов приедет к вам не в пургу и метель в 3 часа ночи, а в удобное для вас время и выполнит сервис котлов и газовое обслуживание.

Как рачительный хозяин машины, регулярно обслуживающий свой автомобиль, или в крайнем случае загоняющий его на СТО перед дальней дорогой, так и любой владелец котла должен понимать что ежегодное техобслуживание котла по завершении отопительного сезона это не пустая формальность, а разумное действие, защищающее его от неприятных сюрпризов на  всю следующую зиму, увеличивающее ресурс работы и экономичность. В связи с тем, что двухконтурные котлы эксплуатируются как правило круглогодично, его обслуживание и очистку надо проводить сразу же после завершения зимнего, более нагруженного режима эксплуатации, чтобы весь последующий год котёл работал экономично.

Оптимальным временем обслуживания является конец марта-начало апреля, когда потребности в отоплении ещё нет, а сервисная служба не загружена пусконаладками или аварийными выездами к незадачливым клиентам.

Если вы решились приобрести или поменять газовое оборудование то установка котлов – это то, что нужно отдать в руки сертифицированных специалистов, чтобы сразу же после пуска вам не потребовался мастер по ремонту котлов. Грамотный монтаж котлов это залог того, что постоянный ремонт котлов не станет для вас и вашей семьи изнуряющим источником проблем и финансовых потерь. Зачастую, когда монтаж котлов выполняется неверно, уже через несколько недель может потребоваться ремонт платы котла.

Сервисный центр ремонт котлов выполняет только фирменными запасными частями – это в первую очередь касается газового клапана, но если речь идёт об управляющей автоматике, то тут возможен ремонт плат управления котлов с заменой микроэлементной базы на аналоги. Но тут есть свои нюансы – ремонт платы управления газового котла может занять от нескольких часов до несколько недель. Это связано с тем, что редких запасных частей требуемых, чтобы выполнить ремонт электронных плат котлов может не оказаться в наличии и придётся ждать поставки несколько недель. В отопительный сезон такая ситуация вряд ли приемлема.